Спасский храм, (1704)

Престольный праздник
Спаса Нерукотворного (29 августа)Настоятель
священник Алексий Васильевич Поздникин, 1971

Приделы
Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)
вмч. Димитрия Солунского

Телефон
+7 (916) 160-10-71

Сайт
spashrnikulino.cerkov.ru

spasskiy-hram

О храме

По мнению В. и Г. Холмогоровых, в селе Спасском-Никулине издревле существовал храм, который затем был уничтожен по неизвестной причине. В 1678 г. в селе завершилось строительство новой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Храм был возведен усердием Степана Борисовича Челищева: «…в вот-
чине его, Степана Челищева, в селе, что было сельцо, Спасском, а Микульском тож, церковь Преображения Спасова…» В клиро-вой ведомости 1683 г. упоминается, видимо, тот же храм, но под другим названием — Всемилостивого Спаса. В ведомости 1704 г. утверждается, что в селе Никулине стоит церковь Нерукотворного образа Спасителя, правда, из повествования неясно, деревянная она или каменная. Свидетельства о каменном храме появляются лишь в переписных книгах 1722 г. В них говорится, что эту церковь построил владелец села Иван Никитич Хитрово. Первоначально при храме был один придел во имя святителя Николая и деревянная колокольня. Однако ведомость о храме 1824 г. сообщает иную дату постройки церкви — 1760 г. Эту же дату называет и клировая ведомость 1845 г.: «Построена 1760 года тщанием г[оспо]д Дашковых». Таким образом, строительство каменного храма в селе Никулине можно датировать лишь приблизительно, периодом с 1704 по 1760 гг.

В мае 1789 г. Татьяна Леонтьевна Хитрово обратилась к митрополиту Московскому и Калужскому Платону (Левшину) за разрешением построить вместо деревянной колокольни каменную. 24 мая благословение было получено.

В 1824 г. причт церкви Нерукотворного образа Спасителя состоял из священника, дьячка и пономаря. Усадебной земли при храме было 3 десятины, пахотной и сенокосной — 33.

В 1848 г. благодаря помещице Татьяне Ивановне Рузиной у церковнослужителей появились новые деревянные дома. С именем Татьяны Ивановны связано и восстановление самостоятельности прихода Спасского храма села Никулина, который в XIX столетии был приписным к Воскресенской церкви в Сертякине: «…Спасская села Никулина церковь, вследствие прошения помещицы того села госпожи Рузиной и определения консистории, утвержденного Его Высокопреосвященством 7-го октября сего [1847] года, восстановлена в самостоятельную».

В 1859—1863 гг. была расширена трапезная Спасского храма и пристроен второй, северный, придел во имя святого великомученика Димитрия Солунского. К сожалению, архивные материалы, в которых описаны эти работы, до наших дней не сохранились.

Церковь выстроена в формах московского барокко. Кирпичный храм относится к типу восьмерик на четверике. Крупная луковичная глава покоится на глухом граненом барабане; прямоугольные окна украшены полуколонками с очельями тонкого рисунка. В основном объеме переход к восьмерику осуществляется с помощью ступенчатых тромпов. К четверику примыкают трапезная и прямоугольный алтарь с лотковым сводом. Первоначально в Спасской церкви был один (южный) придел, а во второй половине XIX в. был пристроен второй, имитирующий декоративные формы древнейшей части храма. Из-за отсутствия внутренних перегородок трапезная с приделами образуют единый объем. Его свод имеет сложную цилиндрическую форму с лотками и распалубками.

Колокольня Спасской церкви двухъярусная. Углы четырехгранного сомкнутого свода нижнего яруса притуплены гранями. Ярус звона прорезан крупными арками с замковыми камнями. Каждая грань колокольни увенчана фронтоном, помещенным на основание прямоугольной тумбы, на вершине которой — стеллообразная пирамида с золоченой главкой. В 1893 г. крестьянин деревни Дмитрово Василий Петрович Пушков изъявил желание отлить за свой счет пять новых малых колоколов, а старые три снять и отвезти к деревенской часовне. Московской духовной консисторией было разрешено повесить у часовни лишь один колокол.

В 1862 г. к Спасскому храму была приписана часовня в деревне Дмитрово, ранее относившаяся к Никольской церкви села Кленова. Квадратная часовня (примерно 3х3 метра) была сложена из белого камня. Дата ее основания неизвестна. По словам местных крестьян, часовню воздвигли на месте древнего кладбища, где, как они считали, находился храм во имя великомученика Димитрия, в честь которого деревня и получила свое название — Дмитрово. В часовне «…бывали в летнее время года молебные пения с водоосвящением, совершаемые священно- и церковнослужителями Николо-Кленовской церкви в то время, когда бывали несчастные случаи какой-либо смертоносной болезни или бездождия и других Божиих посещений…». В часовне находились семь икон, в том числе образа свято-го великомученика Димитрия, пророка Божия Илии и др. В 1887 г. крестьянин Иван Денисов на месте ветхой построил новую часовню. В ней совершались следующие богослужения: «…всенощное бдение на 26 октября и на 6 августа по случаю праздников в сказанной деревне и нередко молебны».

В 1896 г. архитектор Н. Марков создал проект расширения световой арки Спасского храма, соединяющей холодный придел с трапезной. В 1902—1906 гг. были сооружены новые иконостасы.

31 января 1922 г. Подольским советом рабочих и красноармейских депутатов был заключен договор с группой верующих о пользовании Спасской церковью. Вместе с храмом передали два деревянных дома, сараи и 3 десятины земли. 22 февраля 1923 г. в церкви провели изъятие ценностей: всего было вывезено 28 фунтов 28 золотников серебра.

В 1930 г. храм закрыли, и более 60 лет он пустовал. За это время здание было сильно повреждено: в 1980-х гг. разобрали часть опор колокольни, в результате чего возникла угроза ее обрушения.

В 1980—1990 гг. в Спасской церкви проводились консервационные работы. Состояние храма к тому моменту было удручающим: «Рухнули своды в трапезной на 50% площади, своды алтаря; обрушены стены в юго-восточной части алтаря, западная стена трапезной… Однако наиболее опасным разрушением, которое может привести к утрате значительной части памятника, следует назвать отсутствие юго-восточного столба колокольни».

В 1996 г., перед возвращением храма верующим, специальная комиссия, обследовавшая памятник, признала его ограниченно годным к реставрации. Восстановительные работы, начавшиеся в том же году, были полностью завершены к 2005 г. Церковь была вновь освящена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении богомольцев.

Отличительная особенность богослужений в Спасском храме — знаменное пение. Этот древний, спокойный и одновременно торжественный распев способствует особому восприятию церковных служб.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *