Воскресенский храм, г. Подольск (1728)

Престольный праздник
Воскресения Христова (переходящий)

Настоятель
протоиерей Олег Викторович Сердцев, 1965

Приделы
Святой Троицы (переходящий)
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Адрес
МО, г. Подольск ул. Красная, д. 24

Телефон
+7 (4967) 69-40-12

Сайт
хв-подольск.рф

voskresenskiy-hram

Деревянная Воскресенская церковь впервые упоминается в тексте жалованной грамоты царя Иоанна IV Свято-Данилову монастырю: «..погостом на реке на Пахре, а в нем церковь Воскресение Христово…». Существует гипотеза, что первоначально храм находился на противоположном, т. е. левом, берегу Пахры. Данное предположение основано на сравнительном историко-картографическом анализе, проведенном Э. Ф. Сун.

С начала XVII столетия в Добрятинском стане известно село Подол, «Пехра тож», в котором была деревянная церковь с небольшой колокольней: «…а в селе церковь Воскресения Христова древяна клетцки. В церкви образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колокола, и всякое церковное строение монастырское и приходных людей. У церкви во дворе поп Афанасий Петров да с ним церковный дьячок Петрушка Игнатьев, во дворе пономарь Акинфейко Игнатьев, келья просвирницы…»

Источники свидетельствуют, что в начале XVIII столетия в селе Подол стоял деревянный храм Воскресения Христова. Вероятно, тогда же к нему был пристроен придел во имя Живоначальной Троицы.

По некоторым свидетельствам, в начале 1730-х гг. прежняя деревянная церковь в Подоле сгорела. На этом же месте решили возвести каменный храм. Работы были начаты по благословению наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Герасима в 1728 г.: «„.велено построить в вотчине их, в Московском уезде, в селе Подол, на старом церковном месте вновь каменную церковь во имя Воскресения Христова да в приделе Николая Чудотворца…».  Придел предполагался для зимних богослужений, т. к. Воскресенский храм был летний и в холодное время года не отапливался.

Новую церковь освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Точно неизвестно, когда завершилось строительство этой церкви. Некоторые исследователи предполагают, что работы из-за недостаточного финансирования длились довольно долго, но были окончены до 1740-х гг.

С преобразованием в 1781 г. села Подол в город Воскресенская церковь стала его главным храмом. В конце XVIII столетия по благословению архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) церковь обновили. Возможно, одновременно с этими работами был устроен и придел во имя Святой Троицы. Его освящение, как указывает Л. Р. Вайнтрауб, совершено в 1790 г.

Во время Отечественной войны 1812 г. настоятелем храма Воскресения Христова священником Феофилактом Ивановым от разграбления неприятелем была спасена церковная утварь. Воскресенский храм был вновь освящен в 1813 г., после освобождения Подольска от захватчиков: Троицкий придел — 8 марта, центральный престол — 30 марта, а позже — и придел святителя Николая Чудотворца.

В августе 1818 г. подольчане обратились к архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о дозволении возвести в городе новый каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Успения Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Старую городскую Воскресенскую церковь предполагалось оставить в качестве кладбищенской. Просьба жителей Подольска была удовлетворена. Строительство Троицкого храма началось летом 1819 г., но шло медленно из-за нехватки средств. В 1825 г. причт Воскресенской церкви перевели в новый недостроенный Троицкий собор.

Кладбищенский храм все более и более ветшал. В 1839 г. его состояние характеризовалось как аварийное: протекала тесаная крыша, из-за этого в сводах и стенах стали появляться трещины. К 1847 г. положение ухудшилось до такой степени, что епархиальное начальство запретило богослужения в Никольском приделе. Из-за разногласий между городничим и городскими главами ремонт церкви, на который Подольская городская дума выделила средства, был отложен на длительный срок.

В 1853—1854 гг. в Воскресенском храме велась реставрация. Полностью заменили старую кровлю церкви, фасады выбелили, а стены расписали. Таким образом, храм был подготовлен к освящению. Деньги на проведение реставрационных работ среди прочих жертвовал и московский купец второй гильдии Сергей Трифонович Прохоров. Он же испрашивал благословения у епархиальной власти на восстановление самостоятельного прихода Воскресенской церкви. Однако эта идея не вызвала положительного отклика со стороны причта Троицкого собора и его настоятеля, протоиерея Василия Березкина.

16 сентября 1854 г. в Подольске состоялось освящение древнего храма Воскресения Христова. Отец Василий Березкин и настоятель церкви великомученицы Параскевы, что в Охотном ряду, протоиерей Покровский за ранней литургией освятили приделы во имя святителя Николая и Святой Троицы, а на поздней митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) совершил освящение центрального престола. Тем не менее собственный штатный причт при Воскресенском храме вновь появился лишь в 1860 г.

В 1884 г. по прошению настоятеля и старосты известный московский архитектор В. О. Грудзин разработал проект расширения арки, соединявшей теплую трапезную с холодной церковью, и предложил план устройства в Троицком приделе новой духовой печи. Годом позже отопление было проведено, весь храм стал теплым. Духовая печь располагалась в подвале, а вход в него был снаружи.

В 1903 г. в истории Воскресенской церкви произошло важное событие: по проекту московского архитектора Петра Алексеевича Виноградова за счет добровольных даяний прихожан был перестроен Никольский придел. Ранее он находился внутри храма, теперь же его пристроили к зданию, соответственно с существующим Троицким приделом.

В 1910 г. настоятель Воскресенской церкви обратился в Московскую духовную консисторию и Императорскую археологическую комиссию с прошением разрешить расписать приделы и возобновить фрески самого храма. По данным ведомости за 1916 г., церковь была расписана в 1911 г. В том же году храм посетил архиерей, возможно освятивший церковь после обновления живописи.

Воскресенский храм имеет традиционную трехчастную планировочную схему. Первоначально на одной оси были расположены основной объем с полуциркульной апсидой, трапезная и колокольня. Впоследствии трапезная часть была расширена за счет устройства северного, Никольского, и южного, Свято-Троицкого, приделов. Восточные стены приделов образуют несколько выпуклые объемы, но не являются пристроенными апсидами. Центральная часть церкви и северный придел сложены из местного белого камня, а южный придел и колокольня — из кирпича. Последняя до своего разрушения в ХХ в., как и четверик храма, была белокаменной. В основе композиции здания лежит бесстолпный двусветный пятиглавый четверик, прямоугольный в плане, перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом.

Фасады декорированы аттиками, по форме напоминающими ложные закомары. В них некогда имелись живописные изображения. Рисунок и профили карнизов трех основных объемов памятника значительно отличаются друг от друга. Углы основного объема и трапезной подчеркнуты прямоугольными в плане пилястрами, раскрепованными по карнизам.

Граненый глухой центральный барабан церкви, украшенный неглубокими нишами с изображениями Херувимов, завершается золоченой главой луковичной формы. В XIX в. на месте Херувимов были написаны апостолы. Вертикали углов основного объема храма подчеркнуты декоративными барабанами, увенчанными главками с ярко выраженными гранеными юбками с подзором.

Колокольня двухъярусная, первый ярус прямоугольный в плане. Второй, шестигранный ярус звона, завершается глухим шатром с барабаном и главой луковичной формы. Крест колокольни повторяет рисунок креста основного объема церкви. У западного фасада храма для подъема на ярус звона колокольни устроена металлическая винтовая лестница современного рисунка, которая, как и неокрашенный медный шатер, вносит некоторую дисгармонию в убранство фасадов.

Внутри церкви установлены современные иконостасы и киоты. Золоченая резьба размещена на светло-бежевом фоне, что вместе с белым цветом стен придает интерьеру особую легкость и изысканность. Все иконы были написаны мастерами современной палехской школы. Фрески полностью утрачены в XX столетии. В храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Иерусалимская».

4 апреля 1922 г. в Воскресенской церкви провели изъятие ценностей: было вывезено более 3 пудов серебра.

В 1923 и 1925 гг. была зарегистрирована община Воскресенского храма. На тот момент причт состоял из священника Александра Уразова, второго священника Иоанна Честнова и диакона Димитрия Васильевского. По договору от 6 июля 1925 г. православной общине передали в пользование богослужебное здание — Воскресенскую церковь Подольска.

В конце 1928—1929 гг. в Подольске шла активная антирелигиозная кампания. Мощная агитация развернулась на страницах городской газеты «Подольский рабочий». В период с января по апрель 1929 г. появилось множество статей с призывом закрыть древнюю церковь Воскресения Христова.

24 июля 1929 г. Моссовет вынес постановление о закрытии храма с его последующей передачей под музей края. Прихожане обратились в Президиум ВЦИК с жалобой на необоснованные действия, т. к. здание церкви содержалось в идеальном порядке и никаких жалоб о нарушении договора не было. Однако Президиум ВЦИК отклонил просьбу верующих. Общине приказали сдать ключи от храма.

До начала Великой Отечественной войны в Воскресенской церкви располагался гараж грузовых машин. Вероятно, именно в это время для удобства прохода техники были разрушены притвор и колокольня, а в западной стене пробили огромный проем.

С городским кладбищем, на котором похоронены многие подольчане, в эпоху богоборчества обошлись жестоко. Через какое-то время после его закрытия надгробные плиты стали сбрасывать с откоса в Пахру. Некоторые могилы были вскрыты, в том числе и погребения священнослужителей, находившиеся рядом с храмом (возможно, у южной стены). Ныне на территории церкви установлен поклонный деревянный крест, у подножия которого прикреплена табличка с надписью: ««На сем месте покоятся перезахороненные останки подольчан, погребенных некогда на Воскресенском кладбище при храме Воскресения Христова».

С начала Великой Отечественной войны и до 1956 г. в Воскресенской церкви размещались мастерская по ремонту танков и гараж. Позже — механическая мастерская по ремонту инвалидных мотоколясок. Вероятно, мастерская просуществовала до 1970-х гг. Затем в здании храма располагались пункт по обмену газовых баллонов, гуталиновая фабрика, автогазозаправочная станция, гранитная мастерская.

В XX столетии церковь обросла рядом чужеродных пристроек, которые возводились без всякой привязки к архитектуре памятника, нанося ему серьезный вред.

17 сентября 1994 г. было принято решение о восстановлении прихода и храма. Община принялась за реставрацию здания и завершила ее в 1999 г. Освящение церкви состоялось 31 октября того же года. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Особое место в новейшей истории храма Воскресения Христова занимает визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Это знаменательное событие состоялось во время первосвятительского посещения Подольской земли 9 сентября 2001 г. и было приурочено к 220-летию города.

В настоящее время завершаются отделочные работы в крестильном храме. Он располагается в новом трехэтажном здании, находящемся к югу от Воскресенской церкви.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *