Храм Воскресения словущего (1859)


hram-voskreseniya-slovuschegoПрестольный праздник
Воскресения словущего (26 сентября)

Настоятель:
Протоиерей Борис Матвеевич Трещанский (1948)

Клирики:
Диакон Димитрий Андреевич Грицышин (1996)

Приделы:
Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября)
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Адрес:
142180, Московская область, городской округ Подольск, дер. Сертякино, ул. Центральная, 101

Телефон:
+7 (495) 996-74-38

Сайт: 
https://voskresenie-hram.ru\


Историческая справка

Первое письменное упоминание о храме в селе Сертякине относится к 1694 г: «В 202 (1694) г. марта в 3 день, по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Михаила Леонтьева сына Минина, велено новопостроенной церкви Воскресения Христова, которую он, Михаил Минин, построил вновь в Московском уезде, в Перемышльской волости, в вотчине своей, в четверти сельца Сертякина, на попа с причетники положить дани…»

В феврале 1735 г. прапорщик Александр Степанович Минин подал в Синодальный казенный приказ прошение, в котором указал, что деревянная церковь «…весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно, и чтоб повелено было вместо оной ветхой Воскресенской церкви на том же церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя тот же храм…». 26 февраля 1735 г. была выдана храмозданная грамота. Деньги на строительство пожертвовал помещик. Уже 9 октября 1735 г. А. С. Минин сообщил в Синодальный казенный приказ, что новый деревянный храм готов: «Воскресенская церковь на том же месте в селе Сертякине построена и ко освящению совсем изготовлена, и чтоб повелено было об освящении оной церкви на прежнем антиминсе послать указ Перемышльской десятины старосте поповскому, Николаевскому попу Алексею Федорову». 20 октября протопопу Большого Успенского собора Никифору Иванову было дано распоряжение: «Вышепоказанную построенную церковь Воскресения Христова, буде построена, освятить ему, протопопу, с братьею, взяв из синодального дому освященный антиминс, по новоисправному требнику.»

26 октября 1775 г. надворный советник Тимофей Иванович Сонжин обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой разрешить ремонт храма: стены обшить, покрыть новым тесом крышу, переправить окна и двери и т. п. Эти работы были дозволены. Консистория только распорядилась избрать диакона и пономаря к церкви, т. к. на тот момент в храме был лишь один священник (Феодор Яковлев).

В 1792 г. тщанием Ивана Николаевича Нагаева была возведена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Вверху, над трапезной, размещался придел во имя святителя Николая Чудотворца.
К храму Воскресения Словущего были приписаны ветхая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тол-бине (ее упразднили за малоприходством в 1783 г. по прошению помещицы, княгини Ирины Михайловны Юсуповой) и каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в селе Никулине.

В 1812 г. Воскресенский храм пострадал от нашествия французской армии, но в меньшей степени, нежели соседние церкви. Священнику Феодору Яковлеву удалось сохранить часть богослужебной утвари и библиотеку, за что он был награжден крестом на Владимирской ленте.

В 1845 г. в приходе состояло 117 дворов. У священника был собственный деревянный дом, построенный на земле, данной помещиком, а у диакона и пономаря — собственные деревянные дома, но на церковной земле. Пахотных и сенокосных угодий при храме было 33 десятины.

В 1847 г. помещица Екатерина Ивановна Безобразова испросила благословение епархиального начальства на возведение каменной церкви в селе Сертякине. На эти нужды она жертвовала 8 000 рублей ассигнациями. Владелец села Толбина, князь Николай Борисович Юсупов, отдал на строительство нового храма приписанную к нему упраздненную белокаменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После разбора этого храма на месте престола должен был быть установлен памятник с крестом, ранее венчавшим церковь. 20 декабря 1848 г. Е. И. Безобразова сообщила в консисторию, что «…оставила предпринятое… дело впредь до улучшения состояния». Работы были полностью завершены лишь к 1859 г.

Воскресенский храм относится к стилю позднего классицизма с элементами национального стиля. Церковь состоит из центрального двусветного четверика, завершенного круглым деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным куполом, алтарной апсиды и трапезной с примыкающей к ней колокольней. Алтарь, одинаковый с четвериком по ширине, имеет в центре апсидальный выступ. Прямоугольная в плане трапезная, в которой размещены два придела, немного шире четверика. Колокольня доминирует в объемной композиции здания. На ее двухэтажный, вытянутый в высоту четверик основания поставлен ярус звона со скошенными углами. Он завершается круглым деревянным барабаном на аттике и куполом.

Храм Воскресения Словущего поднят на высокий белокаменный цоколь. На фасадах особенно эффектно выглядит противопоставление краснокирпичных стен и широких рустованных белокаменных наличников арочных окон и входных проемов. Тонко прорисованная белокаменная тяга проходит под нижними окнами по всему периметру церкви. Углы объемов обработаны широкими лопатками. Большие филенки на фасадах завершены зубчиками.

Во внутреннем пространстве здания доминирует центральный четверик с парусным сводом. Его углы скошены таким образом, что с севера и юга образованы арки. В алтарь открывается широкая арка, подобный проем ведет и в трапезную. Алтарь в прямоугольной части завершается парусным и коробовым сводами, апсидальный выступ — конхой. Двустолпная трапезная с крещатыми в плане столбами, сдвинутыми к востоку, перекрыта системой лотковых сводов, у паперти свод крестовый. В прошлом лестница на колокольню располагалась с севера.

В марте 1877 г. инженер-архитектор А. Семенов предложил план церковной ограды. Однако в жизнь был воплощен другой проект. На низком цоколе и кирпичных столбах были укреплены металлические звенья с прямыми прутьями. Главный (западный) въезд на территорию храма представлял собой каменные арочные ворота с двумя калитками. Сейчас церковь обнесена новой оградой.

В конце XIX — начале XX столетия в Сертякине построили земское училище (частично сохранилось), дом причта и деревянную двухэтажную сторожку (не сохранились).

Последним настоятелем храма, до его закрытия в 1937 г., был священник Сергий Фелицын, причисленный в 2000 г. к Собору новомучеников и исповедников Российских.

В 1946 г. верующие подавали заявления об открытии церкви, но они остались без удовлетворения.

В советские годы Воскресенский храм был разграблен и частично разрушен: «Колокола… разбиты на колокольне, их обломки сброшены на землю, малые колокола добивали на земле 2-пудовой гирей.» Впоследствии были разобраны главы, лестница на колокольню, печи; обрушилась кровля; были выломаны оконные рамы.Сохранившиеся фрагменты живописи находились в аварийном состоянии. Здание использовалось местным колхозом как склад зерна, а позже было заброшено. Церковную ограду использовали для строительства различных хозяйственных помещений. К одной из стен храма был пристроен курятник.

В 1989 г. церковь Воскресения Словущего, признанная памятником истории и культуры областного значения, была возвращена верующим. Первое богослужение в ней состоялось 2 июля того же года. Храм восстановили, и в 1994 г. его освятил епископ Можайский Григорий.

В настоящее время интерьер церкви расписан А. А. Белашовым, И. В. Николаевым, Д. А. Ефремовой и М. М. Дзедушин-ской. Восточный фасад храма украшает мозаичное изображение Божией Матери «Великая Панагия».

Приходская община опекает насельников ГСУ СО ««Климовский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Каждый четверг в третьем корпусе интерната совершаются богослужения.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.