Знаменский храм, (1690)

Престольный праздник
иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)

Настоятель
протоиерей Андрей Евгеньевич Грицышин, 1970

Телефон
+7 (4967) 65-16-44

Официальный сайт
dubrovitsy-hram.ru

znamenskiy-hram

О храме

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I, князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем, и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и пожалован в бояре. При участии царя в том же году князь принялся возводить в своей усадьбе новый храм на месте старой деревянной Ильинской церкви.

Знаменский храм является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII—XVIII вв. Доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. Некоторые исследователи называют имена архитектора Тессинга, скульптора Монсен-жака, гипсовых мастеров Петра Джеми, Галенса Квадро, Карпа Филари, Доменика Русско, Ивана Марии Фонтана, Франца Цыглера. С уверенностью можно сказать лишь о том, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Освящение церкви Знамения Пресвятой Богородицы совершил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) «…1704-го года февраля 11-го дня в пятницу при высочайшем присутствии того благочестивейшего Государя Царя Петра Алексиевича и любезнейшего сына его, благоверного Государя Царевича и Великого князя Алексия Петровича, знатнейших такожде духовных и светских особ…».

Высокое белокаменное здание церкви в плане представляет собой равноконечный крест с закругленными лопастями. Вокруг храма идет узкая терраса, возвышающаяся над землей на 10 ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента. Фасады обильно украшены белокаменной резьбой и круглой скульптурой (святители, апостолы, Ангелы). Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью дугами металлической золоченой короны — символа царского храма и вечной славы Царства Небесного.

Интерьер Дубровицкой церкви также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные изображения занимают значительную часть пространства и располагаются в определенном порядке. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны: Страстной и Пророческий циклы, «Восстание из гроба», «Коронование Богородицы» и т. д. Самой крупной скульптурной композицией в интерьере храма является «Распятие». Все сцены Страстного цикла сопровождаются латинскими стихотворными текстами, например:

Hora nona Jesus quum omnia consummauit,
Forte clamans spiritum Patri сommendauit.
Latus ejus lancea miles perforauit,
Turba tunc contremuit et sol obscurauit.*

*Христос, когда в девятый час Уже спасение соделал,
К Отцу простерши велий глас,
Свой дух в Его Он руце предал.
Един от воин копием Его тут ребра прободает,
Мятется сонм и содрогает,
Свой солнце зрак скрывает днем.

Подобные надписи расположены и выше, под Ангелами с орудиями страстей Христовых. По мнению И. В. Кувшинской, «латинские стихотворные тексты храма Знамения можно сравнить со сложным многоголосным хоровым произведением, в котором основной темой является тема крестных страданий Христа, даровавших человечеству свет и спасение. Эта тема объединяет горельефные изображения цикла страстей Христовых: ее зримым воплощением становится венчающий Дубровицкий храм золотой венец Короны Славы — Corona Gloriae западнохристианских литургических гимнов и песнопений».

Christus Сorona spinea Coronatur, ut nos aurea Ornemur inter sidera.*

*Христос Венец из терниев Приял: Златой короною Мы среди звезд увенчаны.

В северо-западном пилоне церкви находится небольшая дверь, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора храма. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательная резьба иконостаса и хоров заслуживает особого внимания.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии. В частности, апостолы Петр и Павел на одной из икон помимо обычных для восточнохристианской традиции атрибутов — ключей и Евангелия — держат в руках крест и меч; на заднем плане изображена площадь Святого Петра в Риме.

В первой половине XVIII в. к юго-западу от церкви была возведена трехъярусная белокаменная колокольня в барочном стиле, отличающаяся простотой убранства фасадов. Девять колоколов размещались в расчлененном пилястрами арочном восьмерике. В 1780-х гг. князь Сергей Алексеевич Голицын устроил в нижнем ярусе колокольни теплый храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии.

За свою 300-летнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации, и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Восстановление храма было поручено академику Федору Федоровичу Рихтеру. Работы в Дубровицах продолжались с 1848 по 1850 гг., на них было задействовано до 300 мастеров. Освящение обновленной Знаменской церкви совершил 27 августа 1850 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками Наполеона. Однако никакого вреда храму французы не нанесли, оставив все в целости и сохранности. Хотя не ко всем российским церквям было продемонстрировано такое отношение.

В советский период храм Знамения Пресвятой Богородицы пострадал значительно больше, чем во время нашествия французов. В начале марта 1930 г. было получено разрешение на его закрытие, а на 8 марта намечалось снятие колоколов. Вероятно, тогда и была взорвана колокольня. Годом раньше постановлением волостного исполнительного комитета все священно-и церковнослужители были выселены из своих домов на территории усадьбы, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этой величественной церкви.

Последним настоятелем Знаменского храма был протоиерей Михаил Порецкий, сосланный в 1930 г. в Семипалатинск (Казахстан), откуда он не вернулся.

После Великой Отечественной войны церковь перешла в ведение Всесоюзного института животноводства, который в 1945 г. расположился в Голицынском дворце.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие добивались возвращения Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменском храме было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ Можайский Григорий.

С начала 1990-х гг. силами прихода в церкви и на ее территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. храм Знамения Пресвятой Богородицы отмечал 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были восстановлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII вв. и Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе здания. Тем не менее у церкви остается еще много проблем, связанных с ее реставрацией. В 2010 г. Всемирный фонд памятников (World Monuments Found) внес Дубровицкий храм в список 100 объектов культурного наследия, находящихся под угрозой гибели.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский написал о Дубровицкой церкви: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!». Эти слова не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, храм Знамения Пресвятой Богородицы завораживает и очаровывает так же, как и столетие назад.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *