Светлый четверг. Войти в радость Господа
В этот день мы читаем евангельский отрывок о том, как Христос беседует с фарисеем Никодимом, «одним из начальников Иудейских» (Ин.3:1). Боясь, что его могут узнать, Никодим приходит ко Спасителю ночью, тайно – чтобы сказать Ему: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Ин:3:2). Никодим ещё не знает, что перед ним – Сам Бог, но уже показывает готовность верить Ему, ещё сомневается, но имеет желание понять Христа и Его учение. Учитель приходит к Учителю – и они находят общий язык, поскольку умеют слушать и слышать собеседника.

За богослужением мы слышим апостольское и евангельское чтения, призывающие ко Святому Крещению. Апостол Пётр проповедует: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Об этом же говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). Казалось бы, какая необходимость говорить о крещении в пасхальный период? Но в этих словах – неумолкаемый призыв Церкви не только формально стать её членом, но и войти в радость Воскресшего Христа, торжествующего победу над адом, грехом, проклятием и смертью.

Наше личное соучастие в пасхальном торжестве возможно через приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа. Не только в ночь праздника Пасхи, но и во всю Светлую седмицу Церковь призывает нас посещать богослужения и причащаться Святых Христовых Таин за Божественной литургией. На это время отменяется необходимый в другие дни пост перед причастием, а покаянные молитвословия последования ко Святому Причащению заменяются чтением Пасхального канона. 66 правило VI Вселенского Собора говорит, что христиане должны оставить забавы на всю Светлую седмицу, чтобы в это время славословить Воскресшего Христа, наслаждаться Святыми Тайнами и тем самым «воскресать и возвышаться со Христом».

«Придите, приобщимся нового виноградного плода – божественного веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая Его как Бога вовеки» — так переводится на русский язык один из тропарей канона Пасхи. В своём толковании на канон Пасхи преподобный Никодим Святогорец пишет, что этими словами мы, христиане, побуждаемся «к причащению Божественных и нескверных Таин Восставшего Спасителя… чтобы, испивая от этого нового питья, мы начали ходить в обновлении жизни». Это толкование позволяет нам не только ознакомиться с переводом Пасхального канона, но и проникнуться глубиной используемых в нём цитат и образов и получить объяснение их употребления в тексте.

Цитата дня:

«Поскольку мы воскресаем со Христом через веру, то ясно, что мы соответственно и обновляемся вместе с Ним и вместе с Ним преодолеваем тление. В Нём, во Христе, мы, верные, утверждаемся, словно на камне твёрдом и основании незыблемом» (преподобный Никодим Святогорец).

диакон Константин Комаров, клирик Преображенского храма посёлка Михнево г.о. Ступино