Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия с 45-летием со дня рождения
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Аксию, архиепископу Подольскому и Люберецкому, временно управляющему Ереванско-Армянской епархией

 

Ваше Высокопреосвященство!

Христос Воскресе!

Приветствую Вас сими пасхальными словами и сердечно поздравляю с 45-летием.

В юные годы Вы принесли Богу монашеские обеты и облачились в одежду веселия и радости духовной во отложение и попрание всех печалей и смущений (чинопоследование монашеского пострига). По возведении в священный сан Вы усердно трудились ради пользы церковной на различных важных поприщах.

Призрев на Ваши старания, Господь сподобил Вас принять жребий епископства. Ныне Вы сопрягаете архипастырское делание в Московской митрополии с управлением Ереванско-Армянской епархией и заботитесь о динамичном развитии церковной жизни в этих уделах Божиих.

Во внимание к Вашим заслугам и в связи с отмечаемой личной датой полагаю справедливым удостоить Вас Патриаршей грамоты.

Молитвенно желаю Вам доброго здравия, мира душевного и щедрой помощи Христа Спасителя в дальнейших трудах на благо Святого Православия.

С любовью о Господе Воскресшем,

 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Фомино воскресенье: верить, не видя

Этот день получил своё название по имени одного из двенадцати апостолов, а событие, которое сегодня вспоминается, называется уверением Фомы. «Пока не увижу, не поверю» – говорил Фома, не заставший событий Воскресения Христова. Важно, что эти слова не являются показателем слабой веры – скорее, это признак искренней любви ко Спасителю. Возможно, Фома боялся, что того, о чём ему рассказали, – не произошло, но всем сердцем хотел, чтобы было так. А Господь всегда отвечает на такие «запросы» человеческого сердца. И когда Он явился Фоме, тот сразу оставил сомнения и исповедовал Христа: «Господь мой и Бог мой!». Ведь на самом деле Фома очень ждал этого момента. Поэтому можно утверждать, что известный фразеологизм «Фома неверующий» не имеет почти ничего общего с его евангельским прототипом.

Согласно Священному Преданию, апостол Фома основал Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В 72 году от Рождества Христова он принял мученическую смерть. Перед этим Фома обратил в христианство сына и супругу правителя города Мелипура, за что претерпел пытки и скончался, пронзённый пятью копьями.

Илья Эренбург, советский поэт, в 1958 году написал пронзительное стихотворение, озаглавив его: «Самый верный». Посвящено оно, конечно, апостолу Фоме:

…Из апостолов Фома Неверный

Кажется мне самым человечным.

Услыхав, он не поверил просто –

Мало ли рассказывают басен?

И, наверно, не один апостол

Говорил, что он весьма опасен.

Может, был Фома тяжелодумом,

Но, подумав, он за дело брался,

Говорил он только то, что думал,

И от слов своих не отступался.

Жизнь он мерил собственною меркой,

Были у него свои скрижали.

Уж не потому ль, что он «неверный»,

Он молчал, когда его пытали?

Цитата дня:

«Когда Фома, удостоверившись, успокоился и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», – Христос сказал: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29). Вера в том, действительно, и состоит, чтобы принимать невидимое: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). А блаженными Он называет здесь не одних только учеников, но и тех, которые уверуют после них… Итак, если кто в настоящее время скажет: как бы я желал жить в те времена и видеть Христа чудодействующего! – тот пусть подумает, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (святитель Иоанн Златоуст)

иерей Вадим Мурадов, настоятель Илиинского храма деревни Дыдылдино Ленинского г.о.

Светлая суббота: жить вечным

В этот день в храмах совершается раздробление и раздача верующим артоса – особого пасхального хлеба цилиндрической формы с изображением Воскресения Христова. Церковное предание связывает происхождение этой традиции с апостольской практикой, когда ученики Христа, привыкнув разделять трапезу со Спасителем, отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними.

Традиция пасхального хлеба обращает нас к словам Христа о Хлебе Небесном из Евангелия от Иоанна. После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек Спаситель предостерегает их от излишних восторгов по поводу пищи тленной и предлагает иную пищу – Хлеб Небесный, который есть Он Сам: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:48-51). Вкушение такого Хлеба осуществляется для христианина в таинстве Причастия, но также и артос, символически обозначая Христа, устремляет верующего человека к жизни вечной.

Соотношение преходящего и вечного выступает лейтмотивом рассказа А.П.Чехова «Студент». Главный герой, студент духовной академии, променяв одно из важнейших богослужений Страстной седмицы – службу двенадцати Евангелий – на охоту, вспоминает обстоятельства троекратного отречения апостола Петра, и это вызывает в его душе настоящий переворот: «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни». Тема временного и вечного сквозной нитью проходит через всю Страстную и Светлую седмицу, обращая наше внимание на евангельскую «благую часть», которую следует избрать в эти особые дни церковного года.

Цитата дня:

«И как этот преломляемый хлеб был рассеян по холмам, а затем, будучи собран, стал единым, так пусть соберётся Церковь Твоя от концов земли в Царство Твоё» (Дидахе 9:4).

протоиерей Александр Смолиевский, настоятель Богородицерождественского храма посёлка Васькино м.о. Чехов

Светлая Пятница: изгнание корысти

В этот день Святая Церковь предлагает нам евангельский сюжет изгнания торгующих и меновщиков из Иерусалимского храма в дни празднования иудейской Пасхи. В преддверии праздника паломники стекались в святой город из разных мест, чтобы участвовать в торжественном богослужении и жертвоприношении. Меновщики меняли греческие и римские деньги на иудейские сикли для храмового налога, а торговцы предлагали пробрести на них же необходимых жертвенных животных. Наценки на религиозный товар были колоссальными, а валютный курс – просто грабительским. На Пасху в Иерусалимский храм стекалось до 2,5 миллионов человек, и несложно представить, как наживались на паломниках эти «предприниматели» и их высокопоставленные покровители из числа иудейских иерархов. Спаситель же ревнует о доме Отца Своего и очищает от этой скверны храм.

Этот сюжет может быть прочитан нами по-разному. С одной стороны, Господь пророчествует о том, что храм этот будет разрушен, жертвоприношения иссякнут, и все народы будут поклоняться «в Духе и истине» (Ин.4:23), участвуя в единственной жертве Единородного Агнца. С другой стороны, мы видим, что Господь не терпит превращения дома молитвы в рынок, дома милосердия – в судилище, дома, ожидающего Отца, – в пристанище наемников.

В апостольских Деяниях сегодня звучит разговор апостолов Петра и Иоанна с нищим, просящим подаяния у храмовых ворот. Итогом общения стали слова Петра: «серебра и золота нет у меня. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, ходи» (Деян.3:6). Вот так Господь раскрыл объятия для этого нищего через апостолов, не ища ни правильной валюты, ни «чистого» подношения. Очень важно для нас увидеть в таинстве Пасхи Божию бескорыстность и совершенную любовь, загореться ею и нести это тепло и свет другим.

В светлые дни Пасхи вдохновляют и возвышают пасхальные размышления отца Александра Шмемана, выдающегося миссионера и богослова. Он часто писал о радости христианского призвания и возвещения. Его опыт проживания пасхальной радости всей жизнью зажёг в сердцах множества людей благодатный огонь веры. Ценен этот опыт и для каждого из нас.

Цитата дня:

«Праздник Пасхи становится праздником, радостью человеческой истории, её движением — от рабства к свободе, от печали к радости, от горького голода пустыни к цветущим плодам Обетованной Земли» (протопресвитер Александр Шмеман)

диакон Артемий Бычков, клирик храма Всех святых, в земле Русской просиявших города Ступино

Светлый четверг. Войти в радость Господа
В этот день мы читаем евангельский отрывок о том, как Христос беседует с фарисеем Никодимом, «одним из начальников Иудейских» (Ин.3:1). Боясь, что его могут узнать, Никодим приходит ко Спасителю ночью, тайно – чтобы сказать Ему: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Ин:3:2). Никодим ещё не знает, что перед ним – Сам Бог, но уже показывает готовность верить Ему, ещё сомневается, но имеет желание понять Христа и Его учение. Учитель приходит к Учителю – и они находят общий язык, поскольку умеют слушать и слышать собеседника.

За богослужением мы слышим апостольское и евангельское чтения, призывающие ко Святому Крещению. Апостол Пётр проповедует: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Об этом же говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). Казалось бы, какая необходимость говорить о крещении в пасхальный период? Но в этих словах – неумолкаемый призыв Церкви не только формально стать её членом, но и войти в радость Воскресшего Христа, торжествующего победу над адом, грехом, проклятием и смертью.

Наше личное соучастие в пасхальном торжестве возможно через приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа. Не только в ночь праздника Пасхи, но и во всю Светлую седмицу Церковь призывает нас посещать богослужения и причащаться Святых Христовых Таин за Божественной литургией. На это время отменяется необходимый в другие дни пост перед причастием, а покаянные молитвословия последования ко Святому Причащению заменяются чтением Пасхального канона. 66 правило VI Вселенского Собора говорит, что христиане должны оставить забавы на всю Светлую седмицу, чтобы в это время славословить Воскресшего Христа, наслаждаться Святыми Тайнами и тем самым «воскресать и возвышаться со Христом».

«Придите, приобщимся нового виноградного плода – божественного веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая Его как Бога вовеки» — так переводится на русский язык один из тропарей канона Пасхи. В своём толковании на канон Пасхи преподобный Никодим Святогорец пишет, что этими словами мы, христиане, побуждаемся «к причащению Божественных и нескверных Таин Восставшего Спасителя… чтобы, испивая от этого нового питья, мы начали ходить в обновлении жизни». Это толкование позволяет нам не только ознакомиться с переводом Пасхального канона, но и проникнуться глубиной используемых в нём цитат и образов и получить объяснение их употребления в тексте.

Цитата дня:

«Поскольку мы воскресаем со Христом через веру, то ясно, что мы соответственно и обновляемся вместе с Ним и вместе с Ним преодолеваем тление. В Нём, во Христе, мы, верные, утверждаемся, словно на камне твёрдом и основании незыблемом» (преподобный Никодим Святогорец).

диакон Константин Комаров, клирик Преображенского храма посёлка Михнево г.о. Ступино