Светлая суббота: жить вечным

В этот день в храмах совершается раздробление и раздача верующим артоса – особого пасхального хлеба цилиндрической формы с изображением Воскресения Христова. Церковное предание связывает происхождение этой традиции с апостольской практикой, когда ученики Христа, привыкнув разделять трапезу со Спасителем, отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними.

Традиция пасхального хлеба обращает нас к словам Христа о Хлебе Небесном из Евангелия от Иоанна. После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек Спаситель предостерегает их от излишних восторгов по поводу пищи тленной и предлагает иную пищу – Хлеб Небесный, который есть Он Сам: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:48-51). Вкушение такого Хлеба осуществляется для христианина в таинстве Причастия, но также и артос, символически обозначая Христа, устремляет верующего человека к жизни вечной.

Соотношение преходящего и вечного выступает лейтмотивом рассказа А.П.Чехова «Студент». Главный герой, студент духовной академии, променяв одно из важнейших богослужений Страстной седмицы – службу двенадцати Евангелий – на охоту, вспоминает обстоятельства троекратного отречения апостола Петра, и это вызывает в его душе настоящий переворот: «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни». Тема временного и вечного сквозной нитью проходит через всю Страстную и Светлую седмицу, обращая наше внимание на евангельскую «благую часть», которую следует избрать в эти особые дни церковного года.

Цитата дня:

«И как этот преломляемый хлеб был рассеян по холмам, а затем, будучи собран, стал единым, так пусть соберётся Церковь Твоя от концов земли в Царство Твоё» (Дидахе 9:4).

протоиерей Александр Смолиевский, настоятель Богородицерождественского храма посёлка Васькино м.о. Чехов

Светлая Пятница: изгнание корысти

В этот день Святая Церковь предлагает нам евангельский сюжет изгнания торгующих и меновщиков из Иерусалимского храма в дни празднования иудейской Пасхи. В преддверии праздника паломники стекались в святой город из разных мест, чтобы участвовать в торжественном богослужении и жертвоприношении. Меновщики меняли греческие и римские деньги на иудейские сикли для храмового налога, а торговцы предлагали пробрести на них же необходимых жертвенных животных. Наценки на религиозный товар были колоссальными, а валютный курс – просто грабительским. На Пасху в Иерусалимский храм стекалось до 2,5 миллионов человек, и несложно представить, как наживались на паломниках эти «предприниматели» и их высокопоставленные покровители из числа иудейских иерархов. Спаситель же ревнует о доме Отца Своего и очищает от этой скверны храм.

Этот сюжет может быть прочитан нами по-разному. С одной стороны, Господь пророчествует о том, что храм этот будет разрушен, жертвоприношения иссякнут, и все народы будут поклоняться «в Духе и истине» (Ин.4:23), участвуя в единственной жертве Единородного Агнца. С другой стороны, мы видим, что Господь не терпит превращения дома молитвы в рынок, дома милосердия – в судилище, дома, ожидающего Отца, – в пристанище наемников.

В апостольских Деяниях сегодня звучит разговор апостолов Петра и Иоанна с нищим, просящим подаяния у храмовых ворот. Итогом общения стали слова Петра: «серебра и золота нет у меня. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, ходи» (Деян.3:6). Вот так Господь раскрыл объятия для этого нищего через апостолов, не ища ни правильной валюты, ни «чистого» подношения. Очень важно для нас увидеть в таинстве Пасхи Божию бескорыстность и совершенную любовь, загореться ею и нести это тепло и свет другим.

В светлые дни Пасхи вдохновляют и возвышают пасхальные размышления отца Александра Шмемана, выдающегося миссионера и богослова. Он часто писал о радости христианского призвания и возвещения. Его опыт проживания пасхальной радости всей жизнью зажёг в сердцах множества людей благодатный огонь веры. Ценен этот опыт и для каждого из нас.

Цитата дня:

«Праздник Пасхи становится праздником, радостью человеческой истории, её движением — от рабства к свободе, от печали к радости, от горького голода пустыни к цветущим плодам Обетованной Земли» (протопресвитер Александр Шмеман)

диакон Артемий Бычков, клирик храма Всех святых, в земле Русской просиявших города Ступино

Светлый четверг. Войти в радость Господа
В этот день мы читаем евангельский отрывок о том, как Христос беседует с фарисеем Никодимом, «одним из начальников Иудейских» (Ин.3:1). Боясь, что его могут узнать, Никодим приходит ко Спасителю ночью, тайно – чтобы сказать Ему: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Ин:3:2). Никодим ещё не знает, что перед ним – Сам Бог, но уже показывает готовность верить Ему, ещё сомневается, но имеет желание понять Христа и Его учение. Учитель приходит к Учителю – и они находят общий язык, поскольку умеют слушать и слышать собеседника.

За богослужением мы слышим апостольское и евангельское чтения, призывающие ко Святому Крещению. Апостол Пётр проповедует: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Об этом же говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). Казалось бы, какая необходимость говорить о крещении в пасхальный период? Но в этих словах – неумолкаемый призыв Церкви не только формально стать её членом, но и войти в радость Воскресшего Христа, торжествующего победу над адом, грехом, проклятием и смертью.

Наше личное соучастие в пасхальном торжестве возможно через приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа. Не только в ночь праздника Пасхи, но и во всю Светлую седмицу Церковь призывает нас посещать богослужения и причащаться Святых Христовых Таин за Божественной литургией. На это время отменяется необходимый в другие дни пост перед причастием, а покаянные молитвословия последования ко Святому Причащению заменяются чтением Пасхального канона. 66 правило VI Вселенского Собора говорит, что христиане должны оставить забавы на всю Светлую седмицу, чтобы в это время славословить Воскресшего Христа, наслаждаться Святыми Тайнами и тем самым «воскресать и возвышаться со Христом».

«Придите, приобщимся нового виноградного плода – божественного веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая Его как Бога вовеки» — так переводится на русский язык один из тропарей канона Пасхи. В своём толковании на канон Пасхи преподобный Никодим Святогорец пишет, что этими словами мы, христиане, побуждаемся «к причащению Божественных и нескверных Таин Восставшего Спасителя… чтобы, испивая от этого нового питья, мы начали ходить в обновлении жизни». Это толкование позволяет нам не только ознакомиться с переводом Пасхального канона, но и проникнуться глубиной используемых в нём цитат и образов и получить объяснение их употребления в тексте.

Цитата дня:

«Поскольку мы воскресаем со Христом через веру, то ясно, что мы соответственно и обновляемся вместе с Ним и вместе с Ним преодолеваем тление. В Нём, во Христе, мы, верные, утверждаемся, словно на камне твёрдом и основании незыблемом» (преподобный Никодим Святогорец).

диакон Константин Комаров, клирик Преображенского храма посёлка Михнево г.о. Ступино

Светлая среда. Видеть Христа во всём
Этот день, Светлая Среда, середина Пасхальной седмицы, обращает нас к евангельскому эпизоду, где Христос призывает первых учеников, а Нафанаил, «израильтянин без лукавства», узнаёт в Нём Сына Божия (Ин.1:35-51). Мы видим, что Нафанаил не спешит откликнуться на призыв Филиппа пойти и посмотреть на Христа, спрашивая: «Может ли что доброе быть из Назарета?» (Ин.1:46). Нафанаил хорошо знает библейские пророчества, утверждающие, что Христос должен прийти из Вифлеема, и поэтому сомневается в словах Филиппа. Однако следует за ним ко Христу и в качестве неопровержимого доказательства слышит от Спасителя: «Я видел тебя под смоковницей» (Ин.1:46) – многое мог заранее знать обычный человек, только не то, под каким деревом Филипп встретит Нафанаила.

В этом евангельском отрывке ключевым становится вопрос Спасителя: «Чего ищете?» (или, как иначе переводят эти слова, «что вам надобно?») (Ин.1:38). Неужели Христос Сердцеведец не знает о желаниях каждого человека? Разумеется, знает, но задаёт этот вопрос, чтобы дать самим апостолам искренне ответить на него. Так и каждый из нас призван откликнуться на зов Христа без лукавства, открыв Ему сердце. Этими словами Евангелие указывает нам, что вера начинается с усердного поиска Истины. И здесь уже не может быть лицемерия: либо, как апостолы, мы можем безоговорочно откликнуться на Божий призыв, либо потеряться в полутонах.

В Светлую Среду мы учимся видеть Христа в простых встречах, доверять Ему и идти за Ним, как делали Его ученики. Это время нести пасхальную радость делами и словами, преображая мир вокруг. Ведь Христос говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12).

Ожиданием и радостью наступления Пасхи проникнуты детские рассказы писателя В.А.Никифорова-Волгина. Эти произведения погружают и маленького, и взрослого читателя в праздничную атмосферу далёких дореволюционных лет, когда весь окружающий главного персонажа мир замирал накануне величайшего православного торжества или ликовал, празднуя Светлое Христово Воскресение.

Один из героев рассказа В.А.Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» говорит:

«Если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!».

иерей Георгий Харин, настоятель храма священномученика Николая Подольского города Подольска

Светлый понедельник. Встретить и узнать Бога

В первый день по Воскресении Христовом, найдя пещеру Спасителя пустой, мироносицы поспешили к апостолам, чтобы рассказать им благую весть: Христос воскрес из мертвых! Удивительно, но апостолы, не раз слышавшие обетование Спасителя, не поверили женщинам, и Пётр с Иоанном побежали к пещере, чтобы удостовериться, что Христа действительно в ней нет. В тот же день Воскресший Спаситель явился двум Своим ученикам Луке (будущему евангелисту) и Клеопе по пути в Эммаус, беседовал и разделил с ними трапезу. Позже Лука и Клеопа тоже рассказали одиннадцати апостолам о встрече с Учителем, но и к их словам, по свидетельству апостола Марка, ближайшие ученики Христовы отнеслись с недоверием. Размышляя о причинах этого неверия (позже и апостол Фома скажет: не поверю, пока не увижу своими глазами), мы можем посмотреть и на свою жизнь, в которой порой есть место и недоверию Богу, и неупованию на Его Промысл. Сегодняшний день напоминает нам, что Бога в своей жизни нужно не только встретить, но и открыть Ему своё сердце, чтобы узнать и принять Его.

За богослужением мы слышали отрывок из Деяний святых апостолов о том, как ученики Спасителя избирают на апостольское служение нового «свидетеля Воскресения Его» (Деян.1:22), и по жребию им становится апостол Матфий. В Евангелии же говорится об Иоанне Предтече и его словах, свидетельствующих о Христе: «Идущий за мною… стал впереди меня» (Ин.1:27). Так перекликаются в чтениях Светлого понедельника Ветхий и Новый Заветы, пророчества и их исполнение, служение Христу до Его рождения и после Его смерти.

В «Лете Господнем» И.С.Шмелёв рассказывает о праздновании Пасхи с её многочисленными народными обычаями, традициями и угощениями. Особенное место в тексте занимают приготовления к празднику, в которые вовлечены все жители дома. Проникновенно и трепетно автор описывает ночное пасхальное богослужение с крестным ходом и песнопениями праздника. Чуть больше суток назад мы сами были участниками такого богослужения, и теперь за чтением можем вместе с героем произведения окунуться в радостные воспоминания.

Цитата дня:

«Воскресение Христово – это победа любви; оно нам говорит о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной‌, делается сильнее смерти» (митрополит Антоний Сурожский).

диакон Андрей Сердюченко, клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска